Закаливание детей должно быть одним из основных компонентов оздоровительной работы, так как организм нуждается в коррекции терморегуляционного аппарата, укреплении защитных организмов, повышении сопротивляемости, снижении чувствительности к низким температурам воздуха и воды. Одним из эффективных средств повышения устойчивости к температурным перепадам, лежащим в основе процесса закаливания, являются купание и плавание. Для детей оздоровительная роль плавания и купания особенно велика. При систематических и правильно построенных занятиях, позволяющих учитывать состояние здоровья и возраст ребенка, при наличии благоприятных гигиенических условий, правильном медицинском контроле, плавание является значительно более мощным оздоровительным средством, по сравнению с другими оздоровительными процедурами. Как показали исследования, у детей, занимающихся плаванием, при соблюдении всех медико-педагогических рекомендаций, улучшения в состоянии здоровья отмечались уже через 4-6 месяцев после начала регулярных занятий. Поэтому в тех дошкольных учреждениях, где дети занимаются плаванием, оздоровительный эффект всего комплекса общеукрепляющих и лечебных взаимодействий существенно повышается. Врачебный контроль при проведении закаливания детей помимо динамических наблюдений за состоянием здоровья, должен предусматривать обеспечение благоприятных гигиенических условий, в которых осуществляются занятия по плаванию. Самого пристального внимания при проведении водных процедур, плавания заслуживают дошкольники, отличающиеся повышенной нервной возбудимостью и высокой чувствительностью кожи к воздействию температур воды.
Гигиеническое воспитание.
Уважаемые педагоги! Вы узнаете о том, какие навыки и умения
по гигиеническому воспитанию формируются во время занятий по обучению плаванию.
Перед началом занятий по плаванию с детьми проводят специальные беседы. Им
рассказывают о правилах личной гигиены, которые нужно соблюдать и при мытье под
душем, и во время пребывания в воде, и после окончания занятий. Детей знакомят
также с правилами поведения в бассейне, в раздевальных, душевых. Гигиеническое
воспитание и обучение детей, формирование у них навыков личной и общественной
гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному
поведению в быту, общественных местах, оказывает положительное влияние на
результаты многих видов их деятельности в дошкольном учреждении и дома.
Гигиеническое воспитание должно быть неотъемлемой частью
воспитательно-оздоровительного процесса и осуществления всех форм
физкультурно-оздоровительной работы. Гигиенические навыки особенно необходимы
ребенку при подготовке к занятиям плаванием и в процессе обучения. При обучении
плаванию у детей формируются и закрепляются привычки к водным процедурам,
потребность в них, положительное к ним отношение, умение самостоятельно
осуществлять необходимые действия, связанные с использованием водных процедур.
И в связи с этим становятся более прочными гигиенические навыки -
чистоплотность, аккуратность. Сначала детей (младшая группа) приучают к
выполнению простейших правил - мыть руки после всякого загрязнения, игры,
прогулки, после пользования туалетом и перед едой. При посещении бассейна детей
третьего года жизни нужно учить пользоваться индивидуальными туалетными
принадлежностями: с помощью взрослых они должны уметь насухо вытираться,
переодеваться, аккуратно складывать свои вещи, необходимые для занятий в
бассейне, не забывать их убирать и после окончания занятий. Необходимо
продолжать формировать, закреплять и совершенствовать у детей навыки и умения
самостоятельно раздеваться и одеваться, соблюдая определенную
последовательность, аккуратно складывать или вешать свою одежду, ставить на
место обувь. Нужно напоминать детям правила мытья под душем перед плаванием,
помогать им в этом, учить их самостоятельно вытираться, сушить и расчесывать
волосы. В средней группе дети должны уметь уже без помощи взрослых мыться под
душем, тщательно мыть наиболее потливые скрытые части тела особенно
промежность. Следует добиваться от детей умения тщательно, в определенной
последовательности вытираться - сначала вытирать голову и лицо, затем шею, уши,
руки, туловище, ноги. В подготовительной к школе группе дети должны самостоятельно,
осознанно выполнять все гигиенические правила как в повседневной жизни, так и
на занятиях по плаванию. Дети 6-7 лет без напоминаний, но при контроле взрослых
должны уметь правильно и быстро раздеваться и одеваться, аккуратно складывать
вещи, ставить на место вещи, ставить на место обувь, замечать и самостоятельно
устранять непорядок в своем внешнем виде, в одежде и помогать в этом товарищу.
Особенно важно, чтобы окружающие детей взрослые сами были чистоплотными,
понимали значение гигиены для здоровья. Важно также и то, чтобы гигиенические
навыки закреплялись в семье, а для этого и в детском саду, и в семье к детям
должны предъявляться единые требования.
Плавать или нет?
Сегодня на вопрос: ”Нужно ли обучать плаванию детей раннего
возраста?” – даётся однозначный ответ: "Да, нужно!” Оздоровительное,
лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно
ребёнка, трудно переоценить. По данным специалистов, дозированные занятия
плаванием способствует лечению заболеваний сердечно-сосудистой системы: ишемии,
стенокардии, миокардита, неврозов и др. В связи с постоянным преодолением
сопротивления воды и большой её плотностью выполнение вдоха и выдоха во время
плавания для новичка затруднено, и ему приходится прилагать дополнительные
усилия, способствующие укреплению легких, бронхов, сосудов, а также межреберных
мышц. По мере овладения одним из способов плавания дыхание становится
естественным, привычным, а увеличение скорости плавания способствует дальнейшей
тренировке аппарата дыхания. Плавание является естественным средством массажа
кожи и мышц, очищает потовые железы, способствует тем самым активации кожного
дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам. Систематическое
выполнение упражнений в воде развивает координацию и точность движений,
гибкость и силу, а преодоление в ускоренном темпе вначале небольших отрезков, а
затем, по мере подготовленности, средних и длинных дистанций способствуют
развитию быстроты и выносливости. Цикличность движений, свойственная плаванию
как виду спорта, не только гармонично развивает двигательный аппарат, но и
формирует ритмичное глубокое дыхание.
Материал подготовила инструктор по плаванию Ксения Николаевна У.
Комментариев нет:
Отправить комментарий