четверг, 11 июня 2020 г.

Логопедическая игра «Четвёртый лишний»

Уважаемые родители, предлагаю вам поиграть с детьми в логопедическую игру «Четвёртый лишний». Основные цели данной игры:


· развитие логического мышления, умения делать словесно-логические обобщения;
· развитие речевого слуха;
· развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти;
· развитие диалогической речи;
· развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения.

Игровое задание: показать ребенку карточку и сказать: "Назови, что нарисовано на карточке. Здесь нарисованы 4 картинки, 3 из них подходят друг другу (их можно назвать одним словом), а 4-ая лишняя. Какая? Почему ты так думаешь?»

Материал подготовила учитель – логопед подготовительной группы: Надежда Николаевна К.

Речевые игры

Летом родители имеют возможность больше времени проводить с детьми. Самое удобное время, чтобы закрепить, полученные речевые навыки. А как все это лучше выполнить? Конечно, играя!

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно. 
Предлагаю вашему вниманию пять интересных и занимательных речевых игр, которые будут способствовать развитию речи ребенка. 
1. Игра «Цепочка слов» (закрепить умение выделять первый и последний звук в слове) 
Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова. 
Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста -. 
2. Игра «Подружи слова» (образование сложных слов) 
листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос и тд. 
3. Игра «А что, если…» (развитие связной речи и мыслительных процессов) 
Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло, если бы не было ни одной машины… А что произошло, если бы не было птиц… А что произошло, если бы не было конфет… А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим… (И т. д. возможно придумать различные варианты). 
4. Игра «Назови лишнее слово» 
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее»: 
шкаф, кастрюля, кресло, диван; 
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; 
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша …. 
5. Игра «Что на что похоже» (развитие связной монологической речи, развитие творческих способностей ребенка) 
Ребенку предлагается подобрать похожие слова. 
Радуга похожа на… (что) 
Белый снег похож на… (что) 
Облако похоже на… (что) 
Синий лед похож на… (что) 
Густой туман похож на… (что) 
Чистый дождь похож на… (что) 
Блестящая на солнце паутина похожа на… (что) 
День похож на… (что) 
Игры подобного рода удобны тем, что они не нуждаются в реквизите, их можно использовать в любом месте и в любое время. Данными играми можно как разнообразить праздник, так и просто занять часы в утомительной дороге или в долгой очереди. Такое развлечение может стать не только интересным времяпрепровождением, но и хорошим стимулом для умственного и речевого развития ребенка. 
Хорошего настроения и увлекательной игры!
Материал подготовила воспитатель подготовительной группы: Екатерина Игоревна М.

вторник, 9 июня 2020 г.

Журавлик счастья

Вряд-ли я ошибусь, если скажу, что сейчас весь мир желает одного: здоровья и выздоравления всем... 

Все мы слышали легенду о японских журавликах, все мы складывали их из бумаги и загадывали желания... давайте сделаем это еще раз вместе.
"Согласно легенде, если сложить из бумаги тысячу журавликов, то сбудется любое желание». Легенда легендой, а желания обязательно исполняются, если очень сильно чего-то желать. Журавль –в Японии птица счастья и долголетия. Японское искусство оригами (складывание фигурок из бумаги) - увлекательное занятие для детей и взрослых.
Бумажные журавлики - это классика оригами. Но прежде чем загадывать желания, необходимо научится делать журавликов из бумаги своими руками. Для этого вам понадобится 1 квадратный лист (предпочтительно бумаги оригами) и шустрые пальцы. 
Как сделать бумажного журавлика
Эти милые маленькие бумажные журавлики - идеальный проект, когда вам нечем заняться. Их легко и быстро сложить, можно разукрасить разными цветами и добавить декор из подручных материалов. Поделка отлично подходит для всех возрастов. Сделайте несколько журавликов оригами из бумаги для украшения комнаты или подарите своим друзьям. Журавлики выглядят особенно замечательно, если сделать коллекцию разных цветов, моделей и размеров. Единственный материал, который вам понадобится - это квадратный лист бумаги. Журавликов можно оформить разными способами, фантазируйте. Вы можете сделать разные размеры, просто помните, что чем модель журавлика меньше, тем сложнее ее складывать.
Загадывайте желания, создавайте и дарите счастье!
Материал подготовила воспитатель подготовительной группы: Екатерина Игоревна М.

понедельник, 8 июня 2020 г.

Лого-игры для детей с нарушениями речи


Игры на развитие восприятия 
«Волшебный мешочек» 
Развивает тактильно-пространственное восприятие, память, зрительные представления и экспрессивную речь ребенка. 
Материалы: разные мелкие предметы и игрушки в непрозрачном пакете или матерчатом мешочке. Количество предметов – 4-6, в зависимости от возраста ребенка. 
Инструкция: Давай посмотрим, что внутри мешочка. Положи руку в мешочек, только не подглядывай! Возьми один предмет и опиши его, не вынимая из мешочка, а затем попробуй сказать, что это. (Если ребенок не понял инструкции, задание выполняется по подражанию, то есть сначала показывает взрослый как нужно играть.) 
Ход занятия: ребенок нащупывает предмет и описывает его: размер, поверхность, форма, пытается угадать, что за предмет, достает и вместе со взрослым проверяет. 
Игры на развитие внимания 
Гимнастика внимания 
Развивает произвольное внимание, координацию движений в пределах своего тела. 
Инструкция:
Раз, два, три, четыре, пять 
Начинаем мы играть 
Вы ребята не зевайте 
Слушайте, что вам скажу 
Но не покажу. 
Называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем начинаете путать детей, называя одну часть тела, показывать другую. 
Запрещенные движения
Развивает внимание, помогает преодолеть двигательный автоматизм. 
Инструкция: Участники игры располагаются друг напротив друга. Ведущий сообщает, что игроки должны повторять все движения, кроме одного, какого именно договариваются в начале игры. 
Игры на развитие мышления 
Чем похожи и чем отличаются? 
Развивает зрительное восприятие, внимание, мышление и речь. 
Оборудование: любые предметные картинки, схожие между собой. Например: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница. 
Инструкция: Взрослый поочередно показывает каждую пару картинок и предлагает ребенку найти сходство между изображенными предметами, а затем различие между этими же предметами. 
«Скажи мне наоборот» 
Развивает мышление, внимание, умение подбирать слова-антонимы. 
Инструкция: Взрослый предлагает ребенку назвать слова противоположного значения, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д. 
Игры на развитие памяти 
Послушай и запомни. 
Развивает память, экспрессивную речь. 
Материалы: не требуется, однако если возникают трудности со слуховым восприятием, на начальных этапах можно использовать картинный материал. 
Инструкция: Подбирается четыре - пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча - дождь, ночь - луна, постель - сон, солнце - день, лампа - свет. Ребенку предлагается прослушать их два-три раза. Затем взрослый называет по одному слову из каждой пары. Задача ребенка - вспомнить второе слово. Послушай и запомни. А теперь договори за мной: постель - …, лампа - …. И т.д. 
Посмотри и запомни 
Развивает память. 
Материалы: предметы или игрушки, хорошо знакомые ребенку. 
Инструкция: На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените расположение предметов на столе, или добавьте, или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе. Посмотри внимательно и запомни, что лежит на столе. Теперь закрой глазки (отвернись). А теперь посмотри еще раз, скажи, что изменилось. 
Постучи, как я. 
Развивает слуховое внимание и память ребенка, тренирует его в отстукивании заданного ритма по образцу взрослого. 
Оборудование: палочка (карандаш). 
Инструкция: Взрослый предлагает ребенку прослушать несложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов. 
Материал подготовила учитель-логопед старшей группы Полина Юрьевна Д.

воскресенье, 7 июня 2020 г.

Играем вместе

Игры, для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учат детей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, а также трех-, четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. 


«Угадай, что звучит?» 
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. 
Взрослый показывает ребенку игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда ребенок запомнит названия предметов, взрослый предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» — спрашивает он. Ребенок отвечает, и взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д. При этом он хвалит ребенка, если он узнал звучащий предмет, отчетливо произнес его название. 
«Чудесный мешочек» 
Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных (утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.). 
Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Родитель, держа мешочек, подходит к ребенку и говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее и громко назвать. Родитель добивается, чтобы ребенок правильно и внятно называл игрушку. Если ребенок затрудняется ответить, взрослый подсказывает ему. 
Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками. 
«Магазин» 
Наглядный материал : игрушки, в названиях которых есть звуки м – мь, п – пь, б – бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.). 
Родитель расставляет на столе игрушки и предлагает ребенку поиграть. «Я буду продавцом», — говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?». Ребенок отвечает. «А ты будешь покупателем. Кем ты будешь?» — «Покупателем», — отвечает ребенок. «Что делает продавец?» — «Продает» — «Что делает покупатель?» — «Покупает». Взрослый показывает игрушки, которые он собирается продавать. Ребенок называет их. Затем родитель приглашает к столу ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Родитель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово «пожалуйста» выделяет голосом. Взрослый дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы. 
Родитель следит за тем, чтобы ребенок правильно произносил звуки м – мь, п – пь, б– бь в словах, отчетливо выговаривал слова с этими звуками. 
«Можно ездить или нет» 
Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др. 
Ребенок по очереди вынимает из коробки картинки; и показывает, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Взрослый следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком. 
«Скажи, как я» 
Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следить за тем, чтобы ребенок произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. 
Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.
Совет родителям: 
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. 
Разыгрывайте с детьми ваши семейные события и придуманные истории. 
Позволяйте ребенку свободно выражать свои чувства, не одергивайте его, не пытайтесь читать мысль, а, наоборот, эмоционально сближайтесь с ним. 
Поощряйте детскую инициативу, четко следуйте избранной вами роли в игре и не «соскальзывайте» с нее на свою реальную позицию взрослого. 
Если ребенок просит многократно повторять какой-либо сюжет, то не отказывайте ему в этом, повторяйте столько, сколько потребуется. 
Систематически проигрывая с ребенком различные ситуации, вы строите доверительные отношения, общаетесь с ним на понятном ему языке, учитесь понимать его, сочувствовать, сопереживать. А он, в свою очередь, начинает лучше понимать вас. 
Теплого и солнечного лета Вам и хорошего отдыха!

Материал подготовила воспитатель подготовительной группы: Екатерина Игоревна М.

суббота, 6 июня 2020 г.

Викторина по сказкам Пушкина

Классик русской поэзии, которого знают и любят все с детсадовского возраста. Стихи Пушкина с нами постоянно, даже когда мы этого вроде бы и не замечаем, на цитаты разобрано буквально все. Недаром именно 6 июня стало международным днем русского языка.

Материал подготовила учитель-логопед подготовительной группы: Надежда Николаевна К.

четверг, 4 июня 2020 г.

Развиваем память

Если взрослый ставит перед ребенком задачу запомнить материал, то нужно делать это так, чтобы ему было понятно, зачем это нужно.

Сознательное запоминание и воспроизведение информации – это уже начало развития произвольности памяти. Такое целенаправленное усвоение материала происходит в процессе обучающих игр.
Материал подготовила учитель-логопед старшей группы Полина Юрьевна Д.