В январе 2021 года, отмечается 160 лет со дня рождения Василия Васильевича Андреева - создателя первого оркестра русских народных инструментов, композитора, музыканта-просветителя, реконструктора ряда русских народных инструментов, неутомимого пропагандиста русского музыкального искусства.
В середине 80-х годов 19 столетия в художественной жизни Петербурга произошла очередная сенсация. Молодой человек аристократического происхождения показывал чудеса исполнительского искусства на балалайке – инструменте, считавшемся доселе «низменным», недостойным внимания истинных ценителей высокого искусства. Этим молодым человеком был В. В. Андреев – талантливый музыкант, создатель первого «великорусского» оркестра русских народных инструментов. На следующий день одна из петербургских газет писала об этом концерте:
«…Под конец вечера был настоящий сюрприз: это наслаждение, воспринятое от игры – на чем бы вы думали? – на балалайке г-на Андреева. Под пальцами этого артиста, смело даем ему это имя, простой инструмент совершенно заставляет забывать свое низкое происхождение…»
Балалайка известна на Руси уже не одну сотню лет. Знакомая картина: деревенская завалинка, парни и девушки поют и пляшут под балалайку.
Поначалу балалайку делали простые люди: быстренько собьют из досочек и готово! Звук фальшивый, глухой, а народ кругом веселится.
А однажды (было это около 100 лет назад) к известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев. Он сказал, что хочет попросить Иванова сделать музыкальный инструмент. Но когда тот узнал, какой инструмент ему хотят заказать, то страшно рассердился: «Балалайку? Мне, заслуженному мастеру, Вы предлагаете сделать шутовской, скомороший инструмент? Да еще и из лучшего дерева, которое я годами высушивал, готовил для благородных скрипок и виолончелей?» И наотрез отказался работать. Действительно, для многих балалайка – несерьезный инструмент. Недаром же слова «балалайка», «балаболка», «баловство» одного происхождения, от татарского «бала» – «дитя». Так думал и скрипичный мастер, поэтому предложил Андрееву приобрести этот мужицкий инструмент в любой мелочной лавке, где торгуют солью и спичками. Но Андреев понимал, почему к балалайкам относятся с таким пренебрежением: ведь этот инструмент делали из некачественного материала и кое–как, поэтому и звучал он плохо. Но ведь и первые скрипки «пели» визгливо и хрипло, пока за них не взялись всерьез лучшие мастера.
Андрееву все–таки удалось уговорить мастера заняться изготовлением балалайки. Такой балалайку впервые увидели за границей в 1889 году на Всемирной выставке в Париже.
Инструмент настолько поразил иностранцев, что с тех пор стал считаться одним из символов России, наряду с матрёшкой и шапкой-ушанкой.
И действительно, сложно поверить, что столь незамысловатый инструмент, в котором всего три струны, может так звучать. Затем В.В.Андреев собрал оркестр русских народных инструментов, который имел успех по всему миру.
В Англии оркестр Андреева так понравился, что англичане тут же выписали из России 200 балалаек и в нескольких полках английской армии ввели обучение игре на этом инструменте.
Вот такой замечательный инструмент — балалайка. Не случайно именно её считают символом России и дарят в качестве сувенира многим иностранцам.
Балалайка-три струны, да зато какие —
За душу берут они, точно золотые!
То зальётся соловья переливами,
А потом пойдёт вдруг в пляс между нивами.
Материал подготовила: музыкальный руководитель: Наталья Сергеевна К.
Комментариев нет:
Отправить комментарий