пятница, 17 апреля 2020 г.

Влияние скороговорок на развитие речи

Жизнь неумолимо наращивает темп. Ускоряется все: машины, интернет и, естественно, человеческая речь. Люди торопятся высказаться, как можно быстрее. А что из этого выходит? Никто их не понимает! 


Была эпоха, когда особенно ценилось умение рассказывать и вести разговор. Во Франции и России конца XVIII - начала XIX вв. сложилась целая культура светской салонной беседы. Человек, овладевший в совершенстве этим искусством, мог занять положение в обществе, не обладая ни титулом, ни состоянием. Прославленных говорунов и острословов стремились заполучить в гости, их специально приходили послушать. 
В наше время невозможно представить человека успешным, если он в совершенстве не владеет языком, не знает особенности языка официальных бумаг, не владеет хорошей разговорной речью. Язык обеспечивает нам все необходимые средства для общения в любой ситуации, и богатство языка нужно уметь использовать. 
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. 
Чем полезны скороговорки? 
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная. 
Можно также поиграть с детьми в следующие игры: 
• попросите малыша во время проговаривания стишка ритмично отбивать мяч от пола или от стены; 
• попробуйте поиграть в паре с ребенком, по очереди произнося строчки из скороговорки; 
• задайте ритм скороговорке, хлопая в ладоши; 
• проведите соревнование, кто быстрее проговорит скороговорку и не собьется. 

Картотека скороговорок. (Скороговорка учит формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. Учить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы)

1. Сшила Саша Сашке шапку. 
2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 
3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. 
4. Шесть мышат в камышах шуршат. 
5. Сыворотка из – под простокваши. 
6. Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу. 
7. Шли сорок мышей, несли сорок грошей. 
8. Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали. 
9. Щетинка – у чушки, чешуя – у щучки. 
10. Кукушка кукушонку купила капюшон. 
11. Слишком много ножек у сороконожек. 
12. Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком. 
13. Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа. 
14. Жужжит над жимолостью жук, зеленый на жуке кожух. 
15. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот. 
16. Наш Полкан попал в капкан. 
17. От топота копыт пыль по полю летит. 
18. Ткет ткач ткани на платок Тане. 
19. У калитки – маргаритки, подползли к ним три улитки. 
20. Клала Клара лук на полку, кликнула себе Николку. 
21. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. 
22. На дворе трава, на траве - дрова. 
23. Три сороки – тараторки тараторили на горке.
Материал подготовили воспитатели средней группы: Татьяна Валентиновна С.,
Елена Алексеевна З.

Комментариев нет:

Отправить комментарий