Речевое дыхание отличается от физиологического. Последовательность физиологического дыхания - вдох, выдох (равные по времени), пауза. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Так как звуки речи образуются при выдохе, в первую очередь мы должны помочь ребенку овладеть правильными техниками выдоха.
Для детей до 3 лет- это тренировка длинного выдоха и умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Не стоит думать, что правильно налаженное дыхание при речевой деятельности - это врожденная способность. Почему ребенок сначала говорит слогами? Потому что у него не хватает в том числе и дыхания для произнесения целого слова. Все упражнения для развития речевого дыхания должны быть в форме игры, иначе ребенок будет отказываться их выполнять.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.
1. Перед выдохом ребенок делает вдох через нос, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь».
2. Совершает выдох плавно, не толчками. Во время выдоха губы не сжимает, а складывает их трубочкой. Щеки не надувать (можно придерживать щеки руками). Плечи не поднимать. И вообще, не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе);
На начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует использовать игровые упражнения, не связанные непосредственно с этим видом дыхания. Сначала нужно научить малыша совершать достаточно сильный, длительный, плавный и, вместе с этим, экономный выдох.
«Цветочный магазин».
Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.
Узнай, что это
Для углубленного вдоха предлагается узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.
«Надуй шарик»
Сомкнуть губы. Представить, что мы берем в руки шарик, поднести его ко рту, сделать вдох носом. Подуть в шарик, медленно разводя руки в стороны, губы трубочкой. Повторить, пока не «надуем шарик».
«Пёрышко» - сдуть пёрышко с ладони.
«Султанчики»
Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги (елочного «дождика») к деревянной палочке (коктейльной трубочки). Покажите, как можно подуть на бумажные полоски, потом предложите подуть ребенку.
«Катись, карандаш!»
Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
«Смастерите вертушку»
Отличный способ повеселиться, провести время с пользой и развить речевое дыхание. На примере вертушке можно рассказать ребенку о силе ветра. Показать, как можно подуть на бумажные полоски, потом предложить подуть ребенку. Процесс изготовления развивает ещё и мелкую моторику.
Возьмите листок картона и вырежьте из него квадрат. Размер будет зависеть от того, на сколько большую вы хотите получить вертушку. Раскрасьте обе стороны картонки любыми рисунками. Сложите квадрат пополам так, чтобы получился треугольник. Разверните и так же сложите с другой стороны. Должны получиться складки в форме «Х». Разрежьте каждую складку примерно до середины. Не перестарайтесь! Получившиеся части аккуратно согните к центру (согните, не сложите! Не нужно разглаживать!). Возьмите кнопку и проткните ею сложенную вертушку с одной стороны, вышедшее острие с другой стороны воткните в карандаш или плотную коктейльную трубочку. При необходимости, закрепите дополнительно, следя за тем, чтобы вертушка свободно вращалась на кнопке.
Материал подготовила воспитатель Инна Николаевна Ш.
Комментариев нет:
Отправить комментарий