среда, 17 июня 2020 г.

Круг детского чтения

Детская литература – это искусство. Как искусству ей свойственно выражение обобщённых идей в яркой форме – в конкретных образах. Сказки, рассказы, стихи формируют художественный вкус, повышают культурный уровень ребёнка.

К.И. Чуковский отмечал: «Ребёнок понимает по- своему, и даже, если он при этом ошибается, его впечатления настолько ярки и образны, что нет необходимости их приземлять». 
К. Д. Ушинский подчёркивал, что литература должна ввести ребёнка «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Это произведения устного народного творчества: загадки, считалки, пословицы, поговорки. При знакомстве с произведениями устного народного творчества мы совершенствуем высшие психические функции: слухоречевую, зрительную память, произвольное внимание, творческое мышление, обогащаем лексику, развиваем фразеологический словарь, формируем навыки грамматически правильной речи. Ещё до года малыш начинает слушать первые потешки, песенки, рассматривать их в книжных иллюстрациях. В этом возрасте его интересуют ритмы, интонация. 
Необходимо отметить и колоссальное влияние произведений устного народного творчества для умственного развития дошкольников. 
Главная задача родителей – знать о литературных склонностях своего малыша, чтобы совершенствовать их.
Важно отметить, что совместное чтение способствует становлению тёплых эмоциональных отношений матери и ребёнка. 
Во время чтения художественной литературы обратите внимание на следующие рекомендации: 
- Читайте с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа
- Как можно чаще показывайте иллюстрацию к тексту. Это повышает интерес у ребёнка.
- Уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают вашего ребёнка. Постарайтесь читать в тихой, спокойной обстановке.
- Читайте всегда вслух! Эта потребность формирует у вашего ребёнка интерес к чтению.
- Детские книги должны находится в доступном для малыша месте.
- Запишитесь в детскую библиотеку, предоставьте ребёнку участвовать в выборе книг. 
Помните: ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – БЛАГОПРИЯТНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ! 
Учим с детьми потешки, стихи, загадки , переносим их в детское творчество, в технику оригами.
В круг детского чтения следует включать книги , разнообразные по темам и жанрам.
Ребёнку нужно открывать богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.
Родителям необходимо обращать внимание не только на содержание произведения, но и на выразительные средства языка – сказки, рассказа и других произведений художественной литературы.
Дети любят сказки, народные и авторские. Сказка вызывает у дошкольника любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, загадочностью, неограниченными возможностями для фантазирования, игры ума. 
Познавательные книги о труде, о технике, о вещах, о природе вошли в детскую литературу. Они позволяют раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, в образной форме показывать сущность явлений, подготавливают научное миропонимание: стихи С. Я. Маршака о создании вещей «Откуда стол пришёл», «Книжка про книжку», К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», энциклопедическая книга Житкова «Что я видел». Детская книга создала особый тип книги – весёлую книгу для детей. 
Книга открывает детям смешное в жизни, воспитывает ценные качества – умение шутить и смеяться: произведения К. И. Чуковского, Н. Н. Носова, В .Г. Сутеева, С. Я. Маршака, Э. Н. Успенского и другие.
Жанровое и тематическое многообразие детской литературы даёт возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы и склонности. 
Круг детского чтения рассчитан на пополнение литературного кругозора детей, повышения их начитанности. 
Неоднозначные по замыслу, многоплановые и многослойные , проникнутые тонким юмором и иронией, они привлекают внимание ребёнка не только забавностью сюжета, но и глубокой мыслью, которую надо почувствовать и понять и, раскрыв которую, маленький читатель испытывает удовлетворение. 
В центре внимания современных писателей внутренний мир взрослого и ребёнка, мир переживаний, разнообразных отношений и чувств. Это свойственно книгам Р. Погодина, И. Токмаковой, Э. Успенского и других авторов.Детские писатели ставят детей перед необходимостью осознавать нравственные истины, выбирать линию поведения, занимать правильную позицию по отношению к другим людям, вещам, природе. У старших дошкольников проявляется устойчивый интерес к «толстой» книге – хрестоматии, содержащей произведения отечественных и зарубежных писателей.
Уважаемые родители! 
Помните, что книга – ваш хороший собеседник и лучший друг! 
Материал подготовила
(из статьи Гаревой Т. А., Медведевой Л. Н.)
учитель-логопед подготовительной группы: Надежда Николаевна К.

Комментариев нет:

Отправить комментарий