Многие родители полагают, что достаточно выучить рано с ребенком буквы, и он будет грамотно читать и писать. Однако получается так не всегда, если у ребенка есть нарушение фонематической системы, то при обучении возникают большие трудности.
Фонема, в переводе с греческого "звук".
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - слух, позволяющий различать и узнавать фонемы (звуки) родного языка.
Ступени развития фонематического слуха:
· первая - формирование способности различать неречевые звуки;
· вторая – различать речевые звуки (различать голос мамы – папы).
При хорошем речевом развитии у детей развивается:
- Способность узнавать звуки родного языка, различать на уровне слова (ребёнок уже по картинкам может показать, где мишка, а где мышка);
- Способность различать слова, похожие по фонетическому составу (сосна – насос).
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Фонематический слух развивается самостоятельно, а фонематическое восприятие формируется только в процессе обучения и только при наличии хорошо сформированного и развитого фонематического слуха.
Стадии формирования фонематического восприятия
- Первая – уметь узнавать звук в слове;
- Вторая – выделять первый и последний звук в слове;
- Третья – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ так же формируется только в процессе обучения.
Анализ включает в себя:
- Определение порядка звуков в слове;
- Выделение основных качественных характеристик звуков (гласный-согласный, мягкий – твёрдый, звонкий - глухой).
Синтез включает в себя:
o способность соединять части в целое (с, к, о – сок).
Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи.
Нарушения фонематического слуха препятствуют формированию фонематических представлений, умений и навыков осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Что в свою очередь приведет к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, отразится на процессах овладения чтением и письмом.
Фонематический слух – это врождённая способность. В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.
Однако развитие фонематического слуха, а так же его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте.
Фонематические процессы у детей к 5 годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.
К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Формируются навыки звукового и слогового анализа и синтеза.
Произносительная сторона речи ребенка 7-го года жизни максимально приближается к речи взрослых.
Игры на развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенку трудно выполнять упражнения, начинайте с этого уровня.
Примеры игр по формированию фонематического слуха
I этап – узнавание неречевых звуков
Игра «Похлопаем»
Повторить ритмический рисунок из 2 (3х, 4х…) хлопков. В усложненном варианте: с закрытыми глазами прослушать и повторить ритм.
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз
Игра «Узнай по голосу»
В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, «АУ». Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу
Игра «Хлопни – топни»
Хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:
· дом – ком; танк – кубик; майка – сайка; куст – банан; тучка – ручка;
· Таня – Ваня карета – нота жар – пар карта – книга палка – галка.
Игра «Исправь ошибку»
Прослушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.
Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.
Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).
Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.
Игра «Какое слово не подходит?»
Прослушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:
· врач – грач –– грач – грач
· Ласточка – ласточка – точка – ласточка
· Дрозд – хвост – дрозд– дрозд
· Скворец – скворец – скворец – дворец
· Шар – жар – веник – пар
IV этап - дифференциация слогов
Игра «Сигнальщик»
Ребенок должен подать знак (хлопок, удар рукой по столу и т. д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т. д.
Игра «Повторюшки»
· Смена ударного слога : на - на - НА НА – на – на на – НА – на
· С общим согласным и разными гласными: да-да-до вы-ва-ву
· С общим гласным и разными согласными: та-ка па-ма
· С парными звонкими-глухими согласными сначала 2, затем 3 слога:
па-ба та-да па-па-ба
· С парными твёрдыми – мягкими согласными: па-пё ма-мя ту-тю.
Игра «Простукай (прохлопай) слово»
Сслово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей (слогов): ма-ли-на, руч-ка, шо-ко-лад и т. д. Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.
V этап – развитие навыков элементарного звукового анализа
Игра «Поймай звук»
Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т. д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т. д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не «сэ», а «с»).
Игра «Повторялки»
Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по 2, далее по 3:
АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т. д.
Игра «Отвечай – не торопясь»
Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.
Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова НОС (собака, свинья …)
Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
Какое слово получится, если к слогу РО прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К (карандаши, книга, ручка, кубики...).
Также можно поиграть в интерактивные игры на развитие фонематического слуха, пройдя по ссылкам https://viki.rdf.ru/item/1057/ «Доктор Айболит (игры со звуками) https://logopedprofiportal.ru/blog/552068 (файл в РРТ, «Составь схему слова»)
Материал подготовила учитель-логопед: Полина Юрьевна Д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий