Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления.
1. Необходимы четкая организация занятия и внимание педагога к каждому ребенку.
2. Произведения, предназначенные для пересказа, необходимо читать всей группе, беседу проводить тоже со всей группой.
Если текст оказался для этой группы детей сложным и в целом недостаточно разобран, его следует поручить пересказать тому, кто хорошо это делает. В дальнейшем педагог повторно может предложить всей группе пересказать текст, но предварительно надо прочитать его еще раз.
3. Количество участвующих в пересказе зависит от размера произведения и от полноты пересказов.
4. В работе по пересказу следует добиваться, чтобы успехи делал каждый ребенок.
Обучение пересказу имеет следующую типовую структуру:
1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).
Задачи:
• выяснить знания детей по теме произведения;
• обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;
• расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;
• обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
3. Подготовительная беседа (анализ произведения).
Цели:
• уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий);
• привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы);
• активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).
Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.
4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.
5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
6. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство педагога. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно). В подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети.
Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется… », «Я советую Сереже… », «А может быть, лучше… » и др.
Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:
• рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;
• лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
• использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т. д., способствующих пониманию содержания рассказа;
• наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.
Приемы, работы над текстом произведения:
• беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);
•выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
• выделение из текста фраз к каждой картинке;
• придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
• частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);
• составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).
Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:
− подсказ слова или фразы педагогом;
На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений, а также отраженный пересказ).
− повторение ребенком сказанного педагогом (особенно начальных фраз); − пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог;
− пересказ по ролям (в лицах);
− передача текста от первого лица или лица разных его героев;
− игровые приемы (например: пересказ, сидя у макета телевизора).
Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному.
В процессе беседы после чтения художественного произведения (до его пересказа) педагог, как правило, задаёт детям вспомогательные вопросы, порой неправильно сформулированные. Чаще всего вопросы направлены на работу памяти, а не мышления. В этом случае беседа не достигает цели. Лучше задавать такие вопросы, которые помогают анализировать рассказ, осмысливать связь между фактами и делать выводы.
Коллективная беседа позволяет детям совместно пережить произведение, обменяться мнениями, обдумать сказанное сверстниками, иногда поспорить и при умелом руководстве педагога прийти к правильным выводам. Беседа будит пытливость детей.
Важно, чтобы дошкольники не только осмыслили содержание произведения, сумели хорошо его воспроизвести, но и поняли его идею, основные этапы развития действия.
Педагог должен объяснить детям некоторые незнакомые слова, имеющие значение для понимания текста, либо перед чтением, либо после первого прочтения (если есть основание полагать, что дети сами не поймут это слово из контекста).
Большое значение имеет внимание педагога, его интерес к тому, что и как пересказывают дети. Это, во-первых, вызывает у ребенка желание рассказать как можно лучше и, во-вторых, помогает выяснить, нуждается ли он в помощи, какая нужна помощь, как руководить им в процессе пересказа.
Руководить можно, разумеется, не только при помощи определенных педагогических приемов: соответствующий тон замечания или вопроса. Иногда достаточно повторить последнюю сказанную ребенком фразу, чтобы он продолжил свой рассказ. Такой прием помогает рассеянным детям. Необходимо поощрять воспитанников, особенно при воспроизведении длинных рассказов. Одобрение делает ребенка более активным, внушает ему веру в свои силы. Поощрять можно по-разному: улыбкой, кивком головы, а иногда и одобрительным словом. Как и когда выразить поощрение, педагогу подскажет его педагогический опыт.
После каждого рассказа рекомендуется устраивать совместное обсуждение. Оно помогает детям старшего дошкольного возраста глубже проникать в содержание произведения и критически относиться к собственному пересказу, вызывает коллективные переживания и способствует объединению детей.
Благодаря систематической работе по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков хорошо воспроизводить содержание текстов (рассказов, сказок), они начинают глубоко переживать произведение, у них появляется потребность проникнуть в его смысл, понять взаимоотношения героев, оценить их поведение, выявить причинные связи событий. С развитием логической памяти формируется и последовательность мышления. Если эта работа ведется систематически, то к концу учебного года дошкольники становятся очень чуткими к нарушению точности воспроизведения, а также к пропускам существенного.
В тесной связи с мышлением развивается речь детей, они активно овладевают родным языком. Словарный запас становится богаче, ведь при пересказе дошкольники стремятся подобрать более точное слово, сравнение, ярко рисующее образ. Реже встречаются грамматические ошибки (меньше неправильных согласований слов, ошибок в окончании существительных множественного числа). В речи детей становится больше прилагательных, но деепричастий и причастий они по-прежнему избегают. Постепенно уменьшается количество ошибок в ударении.
Внимание детей постепенно становится более сосредоточенным, устойчивым, развивается произвольное внимание. Дошкольники начинают внимательно слушать пересказы сверстников, при обсуждении пересказов большинство, а часто и все дети группы, делают замечания, относящиеся к содержанию или языку воспроизведения.
Работа по пересказу художественных произведений оказывает влияние и на нравственное развитие детей. Можно наблюдать немало моментов, когда они, ассоциируя свое поведение с поведением героев произведения, прилагают усилия изменить его.
Материал подготовила учитель-логопед подготовительной группы:
Надежда Николаевна К.
Комментариев нет:
Отправить комментарий