Музыкальная память – это способность сохранять музыкальный материал и затем его воспроизводить в соответствии с оригиналом.
Музыкальная память является значимой частью музыкальных способностей, таких как музыкальный слух и чувство ритма. При этом она помогает сохранить не только само произведение, но и эмоции, переживания человека в моменты прослушивания или проигрывания музыки. В этом ее уникальность.
В процессе запоминания музыки участвуют все основные виды музыкальной памяти — двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Какая из них будет играть более значимую роль – зависит от индивидуальных свойств личности самого музыканта. Главным ресурсом в запоминании музыки является слуховая, затем по значимости идут тактильная и двигательная память.
В истории известна феноменальная, крайне редко встречающаяся музыкальная память, которая заложена с рождения и проявилась без какого-либо предварительного развития в раннем детском возрасте.
Наиболее яркий пример – Вольфганг Амадей Моцарт. Его музыкальные возможности удивляют: ему было достаточно один раз прослушать музыкальное произведение, чтобы затем воспроизвести его на слух. Первый концерт состоялся, когда Моцарту было всего 3 года.
Еще один уникум — Вилли-Ферреро, он впервые дирижировал в возрасте 6 лет. Все проигрываемые произведения он держал в памяти, а затем мог уже по-своему воспроизводить музыку практически без подготовки.
До 10 лет развивать способности к музыке намного проще — в этот период психика восприимчива, гибка. Ребенок любознателен, ассоциативный ряд формируется быстро и надолго. Фольклорные произведения, используемые на протяжении многих веков, являются эффективным средством для развития музыкальной памяти.
Вот некоторые фольклорные игры, призванные эффективно помочь в развитии музыкальной памяти дошкольника.
ЖУЧОК – ПАУЧОК
В данной игре дети образуют круг, один или двое – в центре. Обычно сначала ведущим выбирается ребенок старшего возраста, уже умеющий импровизировать в движениях, танце. Дети помладше повторяют мелодию песни, текст, движения по ходу игры, запоминают.
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
МОЙ ВЕНОЧЕК
В данном хороводе дети двигаются по кругу, ведущий с венком движется за кругом противоходом. Первую часть исполняют все дети, стоящие в хороводе. Вторую – ведущий. Задача солиста – запомнить мелодию, как можно мелодичнее её пропеть.
Дети в хороводе:
Ты веночек, мой веночек,
Нам куда, тебя, веночек, положить:
У кого, тебя, заветный, схоронить?
Ведущая:
Положу, тебя, веночек,
Бело-розовый цветочек –
Под ракитовый кусточек.
Подойду я к хороводу,
Буду кланяться народу
Свой веночек покажу,
На головку положу!
"ГДЕ ТЫ БЫЛ ИВАНУШКА?" русская народная песня
В данной песне дети поэтапно запоминают последовательность животных и действия, связанные с ними, тем самым постепенно пропевают сначала малый объем текста, постепенно увеличивая его до максимального.
— Где был, Иванушка?
— На ярмарке.
— Что купил, Иванушка?
— Курочку!
— Курочка по сенечкам зернышки клюет,
Иванушка в горенке песенки поет.
— Где был, Иванушка?
— Что купил, Иванушка?
— Уточку!
— Курочка по сенечкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Иванушка в горенке песенки поет.
— Где был, Иванушка?
— На ярмарке.
— Что купил, Иванушка?
— Барашка!
— Курочка по семечкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Барашек на лугу травку жует,
Иванушка в горенке песенки поет.
— Где был, Иванушка?
— На ярмарке.
— Что купил, Иванушка?
— Коровку!
— Курочка по сенечкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Барашек на лугу травку жует,
Коровка детям молоко дает,
Иванушка в горенке песенки поет.
"ПОШЛА МЛАДА ЗА ВОДОЙ" русская народная песня
Пошла млада за водой
Эй-эй люли,
Коромысел золотой.
Коромысел золотой
Ведерки дубовые
Эй-эй люли
Ведерки дубовые.
Брошу ведра под гору
Сама в пляску я пойду.
Эй-эй люли сама в пляску я пойду.
Сама в пляску я пойду,
Рассыплюся яблонькой.
Эй-эй люли, рассыплюся яблонькой
А кто будет в гусли грать,
А кто будет в гусли грать,
А кто будет танцевать?
Эй-эй люли, а кто будет танцевать?
Ваня будет в гусли грать
Таня будет танцевать.
Эй-эй люли
Таня будет танцевать.
Формирование музыкальной памяти подразумевает процесс, где задействованы зрительные, двигательные, слуховые, логические ресурсы человека. Музыкальная память соединяет в себе двигательное и художественное мышление, и совершенствование одного без другого не сможет дать нужного эффекта.
Материал подготовила музыкальный руководитель: Ирина Николаевна Р.
Комментариев нет:
Отправить комментарий