вторник, 5 мая 2020 г.

Воспоминания детей о блокаде

Блокада Ленинграда продолжалась 900 дней: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, два с половиной года...


В начале в город пришли обстрелы.
В домах не было ни электричества, ни воды, ни отопления. 
8 сентября 1941 года немцы разбомбили крупные продовольственные Бадаевские склады, и трехмиллионное население города было обречено на голодное вымирание. 
Свободно купить еду в Блокадном Ленинграде было невозможно. Даже при наличии крупной суммы денег. Продовольствие можно было получить только по карточкам. 
Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, решили не приостанавливать работу школ. В октябре 1941-го учащиеся 1-4 классов сели за парты и продолжали учебу в бомбоубежищах. В условиях военного времени детей учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод.
Школьники, действительно, сыграли важную роль. Мальчишки и девчонки тушили пожары, дежурили ночами на смотровых вышках. 
Те, кто был помладше, отстаивали очереди за хлебом. Ребята, несмотря на морозы, носили ведра воды из прорубей на Неве. С продуктами стало плохо. А затем голод.
Прочувствовали его ленинградцы с наступлением зимы 1941 года. Самой холодной и самой страшной зимы двадцатого столетия.
"Хлеба стали давать мало — 125 граммов. В домах появились буржуйки, трубы от которых выводили в форточку. 
Эти 125 граммов резали на маленькие кусочки и сушили в буржуйках сухарики". "Покупали клей в плитках, одна плитка столярного клея. 
Из клея варили студень, в доме остался перец, лавровый лист, и это все добавляли в клей". (Бриллиантова Ольга Николаевна).
"Еще делали четверговую соль: ее надо было бросить в мешочке в золу, чтобы она почернела, и тогда она приобретала запах сваренного вкрутую яйца.
Ее сыпали на хлеб, и казалось, как будто ешь хлеб с яйцом". (Айзин Маргарита Владимировна).
"Однажды дядя Володя пришел к нам домой и принес пачку дрожжей. Бабушка удивилась, зачем нам они, ведь муки нет, печь нечего. Он объяснил, что дрожжи можно употреблять в пищу — прокручивать в мясорубке, подсушивать и затем варить как макароны. До сих пор вспоминаю, какое это было удовольствие, есть не просто слегка мутную теплую водичку, а с дрожжами. Запах этой похлебки напоминал грибной суп!". (Григорьев Владислав Григорьевич).
"В детских учреждениях давали не 125 грамм, а 150, заведующая делила этот хлеб на три части, и дети получали его трижды в день. Печка всегда была горячая, к ней подходили по несколько детишек и грели спины и ручки.
Погреется одна группа, потом другая, и затем их всех укладывали под одеяло".
Люди поддерживали друг друга во время блокады, помогали чем могли.
Старшие мальчики прятали недоеденный сухарь в кармане и подкармливали своих младших сестер и братьев.
"31 декабря 1941 года наша мать откуда-то принесла домой маленькую елку. Мы установили ее в нашей комнате и нарядили самодельными елочными игрушками. На ветвях елки укрепили маленькие свечи. На елку мы также повесили несколько маленьких кусочков хлеба и сахара. Ровно в полночь мать зажгла на елке свечи, и мы встретили Новый год, выпив горячего кипятка и съев свои порции хлеба и сахара, висевшие на елке". (Букуев Владимир Иванович).
"Помню февраль 1942 года, когда первый раз на карточки прибавили хлеба. В 7 часов утра открыли магазин и объявили о прибавке хлеба. Люди так плакали, что мне казалось, дрожали колонны". 
"В комнате... нет ни одного стекла, окна забиты фанерой. В подвале дома капает вода, за водой стоит очередь. Люди делятся фронтовыми новостями.Поразительно: ни одной жалобы, недовольства — только надежда. Вера и надежда на то, что прорвут блокаду, что дождемся, что доживем". (Аксенова Тамара Романовна).
Дети блокады работали не покладая рук. Они «чинили» одежду раненных, делали бинты, носили воду, рубили дрова, разносили письма по домам и даже выступали перед семьями красногвардейцев с импровизированными концертами.
"Наступила зима 42-го. В школах объявили каникулы. Население Ленинграда голодало и замерзало.
Но наступил Новый Год – праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. 
Учителя совершили настоящий подвиг – были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. 
Для изнеможенных ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник".
Из записок одной школьницы: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы:все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти».
Однажды 3-летний Саша Игнатьев в детском саду нарисовал рисунок. Лист был зарисован черным цветом, а по середине - белый овал. Воспитательница спросила у мальчика, что означает его картина.
Малыш ответил: «Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего».
Несмотря на голод, холод и бомбёжки, город продолжал жить. 
В январе по ледяной дороге Ладожского озера прибыли первые крупные поставки продовольствия, а летом 1942 года в Ленинграде распахали множество земли под посадки овощей, и борьба за жизнь города продолжалась.
В 1942 году была хорошая теплая весна, город начали убирать, он сделался чистым.
"Весна. Можно есть листья деревьев. Мы проворачиваем их через мясорубку и лепим лепешки. У нас пухнут животы". (Аксенова Тамара Романовна).
В апреле улицы были уже чистыми и, наконец, пошел первый трамвай. Я не могу передать вам, какой это был праздник для всех! Люди выходили на стук рельсов, радовались, аплодировали. (Аншелес Ирина Иосифовна).
"Город изменился. Там, где были газоны, разбили огороды: на Марсовом поле, везде, где только был кусочек земли. 
Делали грядки и сажали все, что только можно, — и картошку, и морковку, один раз посадили огурцы, а выросли какие-то маленькие арбузики. Потом открыли бани. Мы мылись и наслаждались горячей водой". (Айзин Маргарита Владимировна).
"Я вспоминаю, как шли мы с мамой по нашему двору уже весной. Было солнечно, тепло, на душе было весело, мы пережили зиму, мы живы. И мне захотелось побегать. Я выпустил мамину руку и попробовал побежать. Но смог сделать только несколько медленных шагов. Я очень этому удивился. В моей детской голове, как сейчас помню, пронеслось: «Ведь я же помню, что до войны я бегал! Почему я не могу сделать это сейчас?!» (Иванов Юрий Ильич).
"В августе 1942-го нас эвакуировали по Ладоге, по дороге жизни, на баржах. На этих баржах очень много погибало людей, перед нами разбомбили несколько барж. Когда нас встретили на берегу, все очень радовались, что мы живы и баржа наша уцелела".
Блокада Ленинграда стала испытанием не только для взрослых, но и для детей. Но ребята брались за любую, даже самую сложную работу.
Сотни юнцов были награждены наградами «За оборону Ленинграда».
Рубка дров, стирка бинтов, уход за раненными, очистка улиц от снега, доставка почты, сборка урожая – работа, которую выполняли детские руки. 
872 дня блокады ленинградские девчонки и мальчишки прожили наравне со взрослыми. 
Маленькие герои внесли значительный вклад в освобождение родного города.
Материал подготовили воспитатели средней группы: Галина Анатольевна К.,
Анастасия Павловна П.

Комментариев нет:

Отправить комментарий