воскресенье, 3 мая 2020 г.

Речь и интонационная выразительность

Интонационная выразительность - одна из предпосылок формирования речи, значительно облегчающая общение, обучение, способствующая успешному взаимодействию ребёнка со окружающими. 

«…есть пятьдесят способов сказать «да» 
и пятьсот способов сказать «нет», 
в то время как написать 
это слово можно 
только один раз» 
Б.Шоу 
Интонационная выразительность - одна из предпосылок формирования речи, значительно облегчающая общение, обучение, способствующая успешному взаимодействию ребёнка со окружающими. 
Чем богаче интонационная выразительность речи ребенка, тем глубже и разнообразнее его отношение к содержанию речи.
У многих детей 5-6-летнего возраста наблюдается быстрая, нечёткая, смазанная речь, тихие голоса. Дети не владеют речевым дыханием, говорят сквозь зубы, подвижность органов артикуляции у них ограничена.
Интонационные средства языка – это особое «чутье языка», которое позволяет чувствовать и понимать сложные языковые явления.
Становление интонации является одним из факторов овладения звуковой стороной речи, а полноценное ее понимание возможно только при синхронной работе слова и интонации. Интонация является средством уточнения смысла и эмоционального отношения, дополняет, замещает и предвосхищает речевое высказывание, акцентирует внимания на той или иной части словесного сообщения. 
Попробуйте выразительно рассказать вместе с ребенком любое стихотворение, например: 
Маша варежку надела: 
- Ой, куда я пальчик дела? 
Нет ведь пальчика, пропал, в свой домишко не попал. 
Маша варежку сняла: 
- Поглядите-ка, нашла! 
Ищешь – ищешь, не найдешь, 
Здравствуй, пальчик! 
Как живешь? 
Получилось? Здорово! 
А теперь поговорим о значении интонации в построении предложения. Профилактика нарушений речи, а в дальнейшем правильное использование знаков препинания зависят от овладения интонационным оформлением предложения. Есть много упражнений на развитие интонационной выразительности речи. Одно из них перед вам. 
Давайте, поиграем в игру «Разговор пчелок». 
Попробуйте поговорить на языке пчелки, повторяя следующие фразы: 
Получилось? Тогда, предложите ребенку с вами проговорить этот диалог.
Материал подготовила учитель-логопед подготовительной группы: Ольга Андреевна П.

Комментариев нет:

Отправить комментарий