Сегодня очень важно научить детей не только правильно и грамотно говорить, но и мыслить.
Инновационность данного метода – это создание условий для развития личности, способной критически мыслить, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Синквейн (от франц.) – означает «стихотворение из пяти строк».
Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси.
Актуальность использования синквейна:
Во-первых, это новый метод – раскрывающий творческие, интеллектуальные и речевые возможности; развивающий критическое мышление.
Во-вторых, он гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.
В-третьих – является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
В-четвертых – носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.
В-пятых–использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность. Используется для закрепления изученной темы.
В-шестых – имеет игровую направленность.
Его самое главное достоинство – простота. Синквейн могут составить все.
В чём же эффективность и значимость синквейна?
Синквейн - игровой прием, помогает пополнять словарный запас, учит краткому пересказу, развивает речь и мышление.
Сочинение синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль (при помощи наводящих вопросов) и по определенному алгоритму создавать свои устные нерифмованные стихотворения. Составление синквейна гармонично сочетает элементы трех основных образовательных систем:
Виды работ над синквейном:
1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).
2. Составление синквейна по прослушанному рассказу.
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).
4. Можно использовать синквейн на занятиях для закрепления изученной лексической темы.
5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».
Правила составления синквейна
1 слово
2 слова
3 слова
4 слова
1 слово
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно это существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно (два) слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное отношение автора к теме или повторение сути, синоним.
1. Слово-предмет
2. Слова-признаки
3. Слова-действия
4. Фраза-предложение
5. Слово, связанное с первым, отражающее сущность темы
1. Ромашка.
2. Белая, ароматная.
3. Растет, завораживает, манит.
4. Как я люблю собирать ромашки!
5. Любовь!
Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказке. Например, Составление синквейна по сказке «Заюшкина избушка»:
Слабый, трусливый.
Плачет, боится, просит (помощи).
Мне жалко зайчика.
Трусишка.
Лиса
Хитрая, наглая.
Выгнала, обманула, обхитрила.
Лиса поступила плохо.
Обманщица.
Петух Смелый, отважный.
Спас, защитил, выгнал (лису).
Петух поступил смело.
Защитник.
Статью подготовила учитель-логопед Надежда Николаевна К.
Комментариев нет:
Отправить комментарий