Предлагаю Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, а также в настоящие дни самоизоляции в связи с коронавирусом.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
Игры на активизацию словаря:
1. Игра «Кто или что может это делать?»
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, со словом «идёт» ребенок подбирает и называет словосочетания: девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и так далее. Подбирайте слова к разным глаголам: стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает и так далее. Можно использовать глаголы множественного числа: бегают, играют, плавают, идут и так далее.
2. Игра «Отгадай, что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
Движется по дорогам, по воде, по воздуху (транспорт).
Они могут летать, жалить, кусать (насекомые).
3. Игра «Что для чего»
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице,
конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице,
перец - в перечнице, салат – в салатнике,
суп – в супнице, соус - в соуснике и так далее
4. Игра «Как можно…»
Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы:
- Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…)
- Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…)
- Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…)
- Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…)
- Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)
5. Игра «Угощаю»
Предлагаете ребёнку вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
6. Игра «Ищем слова»
Какие слова можно вынуть из коробки (кора, короб, бок и так далее)? Болота (болт, лоб, лото)? Кухонного шкафа? И прочее.
7. Игра «Опиши предмет»
Игры на речевые обобщения:
1. Игра «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
- «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
крепкий, далекий, прочный, надежный;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
- «Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал;
пришел, явился, смотрел, прибыл;
выбежал, вошел, вылетел, выскочил.
2. Игра «Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)
Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.
Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова (последний звук первого слова служит началом для второго слова).
Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...и так далее
2. Игра «Придумай слово»
Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например, на звук Ж: жук, жилет, железо, жаба и так далее.
Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос, везде ходит – вездеход и так далее.
3. Игра «Все сделал»
Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…(что?)
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
Блестящая на солнце паутина похожа на…
День похож на…
2. Игра «Потому что…»
Почему ты идёшь спать? и т. д.
3. Игра «Кем (чем) был?»
Бабочка была гусеницей.
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом.
Лёд был водой и т. д.
4. Игра «Что мы видим во дворе?»
Игры на развитие звукового анализа и синтеза:
1. Игра «Цепочка слов» Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова (последний звук первого слова служит началом для второго слова).
Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...и так далее
2. Игра «Придумай слово»
Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например, на звук Ж: жук, жилет, железо, жаба и так далее.
Игры на развитие грамматического строя речи:
1. Игра «Веселый счет»
«Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..). Давай их посчитаем: один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и так далее» Каждый день можно подбирать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)
2. Игра «Подружи слова» Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос, везде ходит – вездеход и так далее.
3. Игра «Все сделал»
Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала): мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает – постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил и так далее.
4. Игра «Ты идешь, и я иду»
Ты выходишь, и я выхожу; ты обходишь, и я обхожу и так далее (подходить, заходить, переходить…). Можно по аналогии использовать глаголы: ехать, лететь, рисовать и так далее.
5. Игра «Приготовим сок»
«Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и так далее. А потом играем наоборот: апельсиновый сок из чего?» и так далее.
6. Игра «Один - много»
«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и так далее (на любую тему).
7. Игра «Чей, чья, чьё»
Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий хвост» и так далее.
8. Игра «Упрямые слова»
Игры на развитие связной речи:
1. Игра «Что на что похоже» Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…(что?)
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
Блестящая на солнце паутина похожа на…
День похож на…
2. Игра «Потому что…»
Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:
Я мою руки потому, что…Почему ты идёшь спать? и т. д.
3. Игра «Кем (чем) был?»
Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и так далее, а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была телёнком.Бабочка была гусеницей.
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом.
Лёд был водой и т. д.
4. Игра «Что мы видим во дворе?»
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое, красивое, у него много веток, а на ветках листочки" и прочее.
Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы!
Радуйтесь успехам и маленьким победам!
Желаю Вам удачи!
Рекомендации составила учитель-логопед Надежда Николаевна К.
Комментариев нет:
Отправить комментарий